15 июня 2010 г. вторникМисхат Фахрутдинов: «Хоккей — это моя жизнь»

В прошлом сезоне тюменские поклонники хоккея, расплатившись в кассе ледового Дворца спорта, получали сразу два билета по цене одного. На матч обожаемого «Газовика» и… проникновенный спектакль в исполнении его главного тренера Мисхата Фахрутдинова. Наблюдать за поведением Мисхата Кашафутдиновича во время матча одно удовольствие.

Блистательный Евгений Гришковец со своими «Как я съел собаку» и «Дредноутами» отдыхает. За два с небольшим часа, что продолжается хоккейный поединок, на скамейке «Газовика» можно разглядеть всю гамму чeловеческих эмоций. От железобетонного нордического спокойствия до настоящей, без толики рисовки латиноамериканской страсти. И это вовсе не хаос. Напротив, Фахрутдинов тонко чувствует свою команду. Он, как дирижёр симфонического оркестра, чётко знает, когда следует играть «Танец с саблями», а когда можно и «Лунной сонатой» обойтись.
В газетах пишут, что хоккеисты, которым судьба подарила возможность работать под началом Скотти Боумена, ненавидели его триста шестьдесят четыре дня в году, а на триста шестьдесят пятый поднимали над головой Кубок Стэнли. Уверен, что девять из десяти игроков «Газовика», которых Фахрутдинов вёл в бой в прошлом сезоне, его обожают. Ну а то, что не стали они чемпионами высшей лиги, так это, уверен, вопрос времени.
Уроки от Александра Мальцева
Из раздевалки Фахрутдинов по обыкновению вышел стремительно. Уверенный взгляд, свежая сорочка, ненавязчивый, но приятный запах одеколона. Первый вопрос, разумеется, о том, каким образом уроженец Ижевска, трижды серебряный призёр чемпионата СССР в составе московского «Динамо» и победитель первенства Швеции, попал в хоккей.
     — Мне было семь лет. Однажды друг предложил сходить с ним на каток. Очень понравилось. Когда вернулся домой, то прямо с порога попросил маму купить коньки. Собственно, с этого всё и началось, — вспоминает Мисхат Кашафутдинович. — Зимы в ту пору в Ижевске стояли очень морозные. Наш учитель физкультуры, молодой парень, оказался большим энтузиастом хоккея. Возле школы с ноября по апрель заливали корт, на котором мы и проводили всё своё свободное время. А летом играли в футбол. В игре с мячом у меня тоже спорилось, поэтому до пятнадцати лет я разрывался между двумя любимыми видами спорта. Пока наставник юношеской футбольной команды ижевского «Зенита» Геннадий Иванович Костылев не поставил вопрос ребром: «Давай определяйся — или футбол, или хоккей». Я выбрал хоккей и нисколько об этом не жалею.
— Вы много лет защищали цвета легендарного московского «Динамо». Каким образом попали из Ижевска в столицу?
— Когда я совсем молодым парнем пришёл в «Ижсталь», которая играла в первой союзной лиге, капитаном команды был нынешний наставник ханты-мансийской «Югры» Николай Соловьёв. Именно с его подачи наш главный тренер Игорь Ефимович Дмитриев поставил меня в одну тройку к братьям Игорю и Александру Орловым. Мы быстро наши общий язык. Команда играла здорово, и по итогам сезона 1978-1979 мы завоевали путёвку в высшую лигу. Помню, в год дебюта в элите советского хоккея выдали серию из семи беспроигрышных матчей, включая встречи с ЦСКА и «Динамо» (в 36 поединках чемпионата СССР 1979-1980 годов Фахрутдинов забросил 22 шайбы. — А.К.). Летом поступили предложения сразу от трёх столичных клубов — ЦСКА, «Динамо» и «Спартака». В итоге братья Орловы перебрались в стан красно-белых, а я остался в Ижевске. Решил, что уехать из родного дома всегда успею, да и вопрос об армии передо мной не стоял, поскольку учился на очном отделении университета.
Через год вновь получил предложения от армейцев и динамовцев. Взвесив все «за» и «против», выбрал «Динамо». В ЦСКА даже Сергей Макаров тогда выходил на лёд только в четвёртом звене. А в динамовской команде происходила смена поколений. Завершали карьеру братья Голиковы, Природин, Девятов… Я посчитал, что там у меня будет больше перспектив.
— Самой яркой личностью в «Динамо» являлся несравненный Александр Мальцев…
— С Александром Николаевичем я играл в одном звене два года. Это просто счастье какое-то! Роль «центра» в нашей тройке исполнял Анатолий Антипов. Я по левому флангу, а Мальцев — справа. Честно говоря, даже не помню, как и шайбы-то забрасывал - они сами залетали в ворота. Мальцев просто говорил, в какую точку площадки мне надо бежать, и всё. Мальцев мне очень много дал, и не только в плане хоккея. Вообще, личностей в «Динамо» хватало. Васильев, Билялетдинов, Первухин…
Марио Лемье с «золотыми» руками
— В 1985 году «Динамо» чуть не прервало многолетнюю победную поступь ЦСКА в чемпионатах Советского Союза.
— Да, по итогам двух этапов мы расположились на вершине турнирной таблицы, опередив подопечных Виктора Тихонова на один балл. Обладатели золотых медалей определялись в микротурнире. В первом матче с армейцами мы вели с преимуществом в две шайбы, но в итоге ЦСКА добился ничьей — 2:2. Как сейчас помню: Алексей Касатонов выкатывается к нашим воротам и с неудобной руки, направляя шайбу в сетку мимо Володи Мышкина, сравнивает счёт. Победи мы в той встрече, стали бы чемпионами. А так, в повторном поединке армейцы нас просто раскатали…
— Вы ведь и против команд из НХЛ играли.
— Да, в 1985 году во время турне по Северной Америке. Перед матчем в Питсбурге пришли на стадион и увидели на тренировке «пингвинов» долговязого и неуклюжего парня. Нам говорят: «Посмотрите на нашу самую главную звезду. Это Марио Лемье». Честно говоря, мы отнеслись к этим словам скептически. Но когда начался поединок, поняли, что американцы нисколько не преувеличивали. Руки у Лемье действительно «золотые». Вроде бы и катается не слишком быстро, а попробуй отбери у него шайбу. Если не изменяет память, Марио оформил хет-трик. Колоссальное впечатление произвёл и легендарный канадский защитник «Бостона» Рэй Бурк. Однако ведущие советские команды заокеанским клубам ничуть не уступали. Скорее, даже превосходили их. Собственно, результаты это подтверждают.
Переписал рекорды в Швеции
— В конце восьмидесятых годов вы, как и многие советские спортсмены, уехали за рубеж.
— В 1989-м мне исполнился тридцать один год. К сожалению, в то время заглядывали игрокам в паспорт, фактически заставляя раньше времени уходить из спорта. Например, тот же Валерий Васильев, уверен, мог бы спокойно выступать до сорока лет. Вот и меня потихоньку начали ставить в четвёртое звено, но я-то пребывал в расцвете сил! Поэтому, когда появилась возможность продолжить карьеру за границей, я, не раздумывая, согласился. В Швеции девять лет просто наслаждался хоккеем. Там совершенно другое отношение к игрокам. Ты свободен, можешь делать всё, что хочешь. Главное — качественно и добросовестно выполняй свою работу. У меня как раз Марат родился, и я много времени проводил в кругу семьи.
— Что вас больше всего удивило в Швеции?
— Поначалу шокировало, что игроки «Вестероса» после матча могут выпить пива, и никто им и слова не говорит. Но вскоре я понял, что в Швеции хоккеисты отвечают за свою судьбу сами, а потому, как правило, люди очень ответственные. После первой кружки никогда не следовала вторая и третья. Ну а что касается непосредственно хоккея, то мне удалось обновить все клубные рекорды, которые только можно было обновить. По заброшенным шайбам, по голевым передачам, по «быстрым» голам, по набранным очкам за один матч и даже по количеству удалений. Никогда не забуду домашний поединок с «Лександом». Мы уступали — 0:2. За тридцать шесть секунд до конца я забросил первую шайбу, а ещё через двадцать четыре секунды — вторую. Семь с лишним тысяч болельщиков, которые заполнили трибуны под завязку, чуть с ума не сошли от счастья, а вратарь соперников, молодой парень, в прямом смысле этого слова ревел. На следующий день об этом матче написали центральные шведские газеты.
— Наверное, играть в Швеции было выгодно и в материальном плане…
— В то время посредником при заключении всех контрактов с зарубежными клубами выступала организация Совинтерспорт, поэтому мы получали только десять процентов от прописанной в договоре суммы. Этого едва хватало на то, чтобы свести концы с концами. Ряд известных спортсменов, в том числе и я, написали письмо, в котором указали на несправедливость такого положения вещей. Не знаю, повлияло оно или нет, но через какое-то время сумму отчислений увеличили до тридцати процентов.
Однако не могу сказать, что вернулся из Швеции богатым человеком. Привёз домой подержанный восьмилетний автомобиль, отремонтировал московскую квартиру и купил новую мебель. Вот, собственно, и всё.
— В чём секрет успеха шведского хоккея?
— Отлаженная система подготовки молодых игроков и массовость. Все мальчишки катаются на коньках. Очень грамотно ведётся их воспитание. В Швеции я давал уроки в детской хоккейной школе. Как-то на тренировке повысил голос на одного парня, так он, бедняга, чуть в обморок не упал. В работе с молодёжью в Швеции используют метод не принуждения, а убеждения.

Александр КУШНИКОВ,
http://asnta.ru/article/1005/

 
[к новостям]

Комментарии

Комментариев пока нет. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

vbn.tyumen.ru. Virtual Banner Network.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт работает с 1 июля 2001 года. При использовании информации, размещенной на сайте, (кроме раздела пресса) ссылка на Официальный сайт хоккейного клуба Газовик обязательна. Почтовые отправления в адрес пресс-службы ХК Газовик: press@gazovik.tyumen.ru
(c) Все права защищены. All rights reserved. Создание сайта - C4